Комплексный анализ текста как этап в процессе подготовки к итоговой аттестации обучающихся старших классов.

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ № 6 г. Владикавказа, Кузубова И.И.

Работа над комплексным анализом текста в старших классах в системе знаний по развитию речи и подготовке к итоговой аттестации занимает большое место. Она помогает формировать у школьников умения и навыки, необходимые всякому культурному человеку, способствует развитию мышления школьников, обогащает речь, влияет на совершенствование художественного вкуса, содействует решению целого ряда воспитательных задач.

На уроках комплексного анализа текста обучающиеся учатся подробно и кратко передавать содержание больших, сложных по содержанию, композиции и языку текстов – научно-популярных, публицистических и художественных.

В комплексном   анализе   текста наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются  с языковым  разбором    синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.

Именно такая работа является важной ступенью в обучении созданию собственных текстов обучающихся.

Рассмотрим это на примере работы с текстом из дневника М.Пришвина.

«Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе (не) понимая, что оно значит.

Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы ответил, что «душа» - это внутрен…ий мир человека, это что он сам знает о себе.

(Во)вторых, я бы о «душе» сказал с точки зрения филос…фа, что «душа» есть сов…купность знаний человека о себе.

(В)третьих, я бы вспомнил о пр…дставлении  души пр…м…тивным человеком, как некоей сущности, обитающей в теле. Между тем, у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далеких времен, почти с детства, когда потихоньку проливал слёзы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало (помалу) с годами я через это страдание узнавал своё назначение. Оказалось, что быть не как все, как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё сущ…ствование было бы бе…смысленным.

.. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И ещё совсем недавно я, наконец(то), понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа – это и значит любовь.

Задания по тексту:

1)Определить тему, основную мысль.

2)Каков тип речи (рассуждение)?

3)Используя толковый и этимологический словари, определить лексическое значение слов:                                   

Философ - любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины.

Философия – любовь к мудрости, «фило» - любовь, «софия» - мудрость (греч.)

Совокупность знаний – объединение.

4)Используя словарь синонимов, построить синонимичный ряд:

Примитивный (словарь синонимов) – простой, элементарный, несложный, незатейливый, нехитрый.

5)Какова роль вводных слов?

6)Какова связь между предложениями, абзацами? Найдите слова с переносным значением (проливая слезы, вышел на свет, действия души)

7)Озаглавить текст. («Душа – это любовь»).

8)Сделать следующие виды грамматических разборов:

а) фонетический:

Всю 

в [ф] – согласный, парный, глухой, твердый;

с [c*] – cогласный, парный, глухой, мягкий;

ю [у] – гласный, ударный.

б) морфемный:

произносил, внутренний, обитающей, потихоньку, наконец-то.

в) словообразовательный:

Мысль – смысл – бессмысленный.

г) морфологический:

Душа – существительное (что?);

Н.ф. – душа;

Неодушевленное, нарицательное, женского рода, именительный падеж, 1 склонение.

Узнавал – глагол (что делал?);

Н.ф. – узнавать

Несовершенный вид, прошедшее время, изъявительное наклонение, невозвратный, 1 спряжение, 1 лицо, единственное число.

Не понимая – деепричастие (как?);

Неизменяемая часть речи, несовершенный вид.

Меня – местоимение (кого?);

Н.ф. – я;

Личное, винительный падеж, единственное число.

д) синтаксический:

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе не понимая, что оно значит.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

                                       [   ], (что…).

Главное предложение:

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе не понимая,…

Распространенное, односоставное, определенно – личное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством, полное.

Придаточное предложение:

…что оно значит.

Распространенное, двусоставное, полное.

9)Объяснить постановку  знаков препинания в тексте.

10)Написать объяснительный словарный диктант.

  Вовсе не понимая, примитивный человек, с точки зрения философа, совокупность знаний, во-вторых, мало-помалу, наконец – то, внутренний мир человека, представление о душе, моё существование.

11)Составить план.

1. Слово «душа».

2. Что такое душа?

а) «душа» – это внутренний мир, это что он сам думает о себе (автор);

б) «душа» - совокупность знаний о себе (философ);

в) «душа» - некая сущность, обитающая в теле;

г) совершенство души через страдания.

3.«Душа – это и значит любовь».

12)Пересказать и написать текст от 1 лица с высказыванием своего отношения к проблеме (чуткость души).

Мы показали пример комплексного анализа текста, главным принципом которого является практическая направленность русского языка на формирование умений речевого общения посредством устной речи и, что наиболее важно, письменной, создавая свои высказывания, тщательно и целенаправленно отбирая различные языковые средства для выражения своих мыслей.

Систематический и комплексный анализ являются мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой — логического; причем при таком виде работы образное мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления.

Опубликовано: 26 Декабря, 2013  22:42 Просмотров: 4157 Печать

Комплексный анализ текста ( фрагменты презентации )

Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ № 6 г. Владикавказа, Кузубова И.И.

Полная версия презентации в Microsoft Power Point находится здесь - http://kuzubova.ru/down/open/kompleksnyj-analiz-teksta.html

1
2
3