Творческая мастерская

+презентация

Предлагаю провести занятие в творческой лаборатории в 11 классе «В творческой лаборатории писателя: от текста к постижению авторского замысла».

Цели урока:

Образовательные:

создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках; содействовать формированию навыков написания фрагментов сочинения-рассуждения.

Развивающие: 

использовать приемы организации творческой лаборатории для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.

Воспитательные:

создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности; развивать чувство ответственности как за личную деятельность, так и за действия в группе и паре.

 

Оборудование:

- учебники русского языка;

- компьютер и проектор с презентацией учебного материала.

Ход занятия:

 

I.                  Оргмомент, индукция.

 

 В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова находит единственно нужные слова, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором.

Заявка темы и целей урока.

Мы продолжаем работу над структурой сочинения-рассуждения по предложенному тексту (задание «С» в ЕГЭ). Рассмотрим, какое отношение имеет сегодняшняя тема к этому заданию.

Вспомним структуру сочинения-рассуждения:

 

Как через анализ текста раскрыть авторский замысел?

Ответ на этот вопрос должен стать результатом работы нашей творческой мастерской, поэтому давайте помнить о нем.

Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и красота – в произведениях художественной литературы, поэтому я обратилась к отрывку из произведения Астафьева.

Откройте текст.

Зарницы тревожились в небе, зарницы играли на хлебах. В русских сёлах так и зовут их – хлебозары.

Зарницы. Зарницы. Зарницы.

Земля слушает их. Хлеба слушают их. И то, что нам кажется немотою, для них, может быть, самая сладкая музыка, великий гимн о немыслимо огромном подходе хлебов к человеку – от единого колоска, воспрянувшего на груди ещё молодой матери-земли, к этому возделанному человеческими руками полю.

Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны. И потому, может быть, в те часы, когда по небу ходят сполохи*, перестают охотиться звери друг за другом, лосиха и лосёнок замирают с недожёванным листом на губах, замолкают птицы…

Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землёю колосья. И кажется, я даже слышу, как зреют они.

*сполохи – народное название северного сияния или зарницы.

(В.П. Астафьев)

-Что вы знаете об авторе?

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – русский писатель. Родился  в с.Овсянка под Красноярском. Рано осиротев, воспитывался в детдоме, окончил школу ФЗО. Осенью 1942 года ушёл на фронт: был шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение. Демобилизовался в 1945 году.

Автор создал остропроблемные, психологически углублённые повести и романы о войне и современной сибирской деревне: «Кража», «Царь-рыба», «Печальный детектив».    

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР.

Был лауреатом Государственных премий СССР  и России.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

         Астафьев неразрывно был связан с родиной, с простыми людьми, с  природой. В произведениях Виктора Петровича был создан  поэтический образ русской земли, способной пробудить в человеке что-то необычное, заставить его яснее почувствовать связь с природой, ощутить себя частицей земного бытия и постараться понять, прочувствовать его смысл. 

 

 

1. Нужны ли эти сведения в анализе текста?

- Да, эту информацию можно использовать во вступлении.

 

2. В таком объёме? Сожмите текст.

- Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) – русский писатель, фронтовик, лауреат Государственных премий СССР  и России, создавший  поэтический образ русской земли, способной пробудить в человеке что-то необычное, заставить его яснее почувствовать связь с природой.

 

II.                Самоконструкция.

 

3. Сила художественного слова велика, особенно если человек готов принять мысли и чувства писателя, отраженные в произведении. Обратимся вновь к тексту. Выскажите свое понимание прочитанного.

- Истинное счастье возможно лишь тогда, когда человек находится в гармонии с окружающим миром, приемлет жизнь как драгоценный дар Вселенной.

 

4. Как бы вы назвали этот текст?

- Зарницы.

 

5. Как зовут в русских сёлах зарницы? Почему слово зарницы повторяется в тексте несколько раз? Какую роль играет такое повторение?

- Слово «зарницы» повторяется несколько раз, чтобы подчеркнуть  их многогранность и значимость этого явления для автора. Это повторение слова играет связующую и значимую роль.

 

6. Группа 1, в словаре найдите это слово.

 

7. Что значат для Астафьева зарницы?

- Зарницы – это те часы, когда шепчутся с землёю колосья. Перед этим движением всё замолкает, потому что чувствует сокровенную тайну – созревание хлеба.

 

8. Какую лексику использует автор?

- Астафьев использует ряд синонимов (музыка, гимн), диалектизмы (хлебозары, сполохи).

 

9. Благодаря каким частям речи Астафьев охватывает большое пространство и время?

       - Причастия (воспрянувшего, возделанному, вдыхающему) и глаголы в форме настоящего времени (слушает, ходят, перестают, замирают) создают движение.

 

10. Как связаны прозаические строфы в данном тексте?

-  Прозаические строфы первого, второго, третьего и пятого абзацев основаны на цепной связи между предложениями, т.к. существует единый субъект (зарницы), каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего.  Между строфами третьего и четвёртого абзацев существует параллельная связь, т.к. в этом абзаце первое предложение образует зачин, а последнее – концовку.

 

11. Какова роль стилистического синтаксиса?

- Астафьев использует предложения с однородными членами предложения, что является изобразительно-выразительным средством; вводные слова (может быть), выражающие оценку достоверности сообщаемого и свойственные разговорной речи.

 

III.           Социоконструкция, социализация.

 

12. Группа 2,  к какому типу речи принадлежит текст?

-Рассуждение с элементами описания. Автор размышляет о времени, о жизни, в которой каждое впечатление рождает сложную цепь рассуждений  и ассоциаций.

 

13. Группа 3, какой стиль использует автор?

- Этот текст принадлежит к художественному стилю, т.к. Астафьев воздействует на читателя, рисуя словами конкретные картины после  захода солнца и образы зарницы, хлебного поля, отношение автора и выразительно-изобразительные средства.

Художественный, эмоциональность, образность речи, воздействие на читателя.

 

14. Группа 4, определите проблему, отражённую в тексте.

- Что такое зарницы? Почему слушают их хлеба, земля? Потому что зарождаются колосья, посаженные человеком, потому что в мире всё имеет своё время и место. Круговорот в природе, круговорот в жизни, в которой каждое впечатление рождает сложную цепь рассуждений и ассоциаций.

 

15. Теперь перейдём к следующему этапу написания сочинения. Это комментарии.

Группа 1, комментарий – это разъяснительные примечания к какому-либо тексту. (словарь С.И. Ожегова)

 

16. Какое слово будет самым важным для понимания сути комментария?

        -Разъяснительные.

 

17. Можем ли мы построить  комментарий как цепочку ответов на вопрос: «Что изображает автор?»

 

18. К каждому из этих вопросов мы должны добавить вопросы «Как?» и «Зачем?», характерных для типа речи «Рассуждение»?

 

IV. Творчество.

 

19. Итак, попытаемся осветить разные пункты алгоритма написания сочинения по группам:

 

        1 группа – краткое сообщение об авторе,

2 группа – назывные предложения или риторический вопрос с последующим заявлением проблемы текста,

3 группа – проблемный вопрос и комментарий.

 

V. Афиширование.

 

       20. Прекрасный мастер слова, В. Астафьев, очень трогательно описывает природу, вслушивается и всматривается в неё. Пейзаж в произведении может быть лишь фоном, а может быть действующим лицом. Какова роль пейзажа в тексте?

        - Природа в данном тексте является действующим лицом, способным глубоко и тонко чувствовать, помогающим понять идею произведения.

        

17. Это текст художественного стиля, для текстов данного стиля речи характерно использование средств образной выразительности. Вспомним их.

 

18. С помощью каких средств выразительности автор показывает своё отношение к зарницам и полю в целом?

- Обилие эпитетов (сладкая музыка, великий гимн, воспрянувшего на груди, сокровенные тайны), олицетворения (ходят сполохи, шепчутся колосья, земля слушает) позволяют говорить о наблюдательности автора, его умении подчеркнуть характерные детали.

 

VI. Рефлексия.

 

Чудо…Красота земли, заставляющая забыть по всё на свете… Таинство жизни, восхищающее и пугающее…Как часто встречаем мы всё это в повседневной жизни? Иногда мирская суета, как туман, закрывает от нас эти чудеса. Но пелена спадает с глаз, и мы, поражённые, не можем оторваться от увиденного. Именно так был поражён зарницами, «которые тревожились в небе,… играли на хлебах», Виктор Астафьев, создавший поэтический образ русской земли, способной пробудить в человеке что – то необычное.

Да и как не удивиться увиденному, как не забыть обо всём, слушая самую сладкую музыку, «великий гимн о немыслимо огромном подходе хлебов к человеку»! Именно в этот момент сокровенной тайны, когда зреют хлеба, можно почувствовать истинное счастье от того, что человек находится в гармонии с окружающим миром.

За спокойным повествованием автор хочет, чтобы мы сначала увидели поразившее его чудо, погрузились в волшебный мир и только потом поняли, что так взволновало писателя, что заставляет задуматься и нас. «Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны».

Я согласна с мыслью Астафьева. Удивительно, как легко автор подводит нас к этому: каждый миг жизни прекрасен и он неповторим. Нужно только уметь увидеть и услышать чудо.

Думаю, что умение особого видения мира природы присуще также  другому яркому писателю – К.Паустовскому. Цикл его рассказов «Мещерская сторона» подкупает своим уважительным отношением к красоте окружающего. В.Шукшин  рассказом «До третьих петухов» стремится помочь нам увидеть мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

«Красотою спасётся мир», - говорил Достоевский, и мне хочется верить, что каждый будет умолкать, забывать обо всём, любуясь чудом, сотворённым природой…

 

 

Опубликовано: 23 Декабря, 2013  21:30 Просмотров: 5388 Печать

Творческая мастерская ( фрагменты презентации )

Полная версия презентации - http://kuzubova.ru/down/open/tvorcheskaja-masterskaja.html

1
2
3
4